Все хотят попасть в рай

08/07/2014

Но, как известно, никто не хочет умирать.

Отличительная особенность постхристианской эпохи — изгнание мысли о смерти из числа тех, что волнуют человечество и отдельного индивида. В прежние времена, коль скоро они были пропитаны религиозным духом, такие размышления сопровождали человека всю его сознательную жизнь. Вольно или невольно, но ему приходилось периодически задумываться. Да и сама смерть была явлением нередким и даже обыденным. Взять те же публичные казни, эпидемии, войны. Жизнь, как ни крути, была суровая.

С началом эры Прогресса и значительным ростом уровня материального комфорта, а также по причине относительной гуманизации всей жизни в целом, тема смерти в массовом и индивидуальном сознании постепенно отошла на второй, а то и на третий план. Сегодя все информационные потоки, окружающие человека, определенно мешают ему сконцентрироваться и задуматься, по сути, о самом главном в жизни — о ее конце. Удовольствия, развлечения, нескончаемый процесс потребления и жизненной суеты. Некогда и нет ни малейшего желания спросить вслед за преподобным Серафимом: «Господи, как мне умирать будет?» Более того, все чаще и чаще в наши времена озвучиваются идеи, по духу прямо противоположные — связанные, например, с продлением жизни, с попытками достижения долгожительства искусственным, «научным» способом. «Вот так бы и жить всегда и никогда не умирать».

Такая постановка вопроса крайне нехарактерна в рамках именно христианской культуры. В ней мы видим совсем иное — спокойное — отношение к смерти. Как к неизбежному финалу кратковременного земного бытия, открывающего нам дорогу в Вечность. Повсюду в житиях святых мы находим описания их последних дней, читаем как спокойно и в сознании уходили они из жизни, заранее предвидя день своего ухода и ГОТОВЯСЬ к нему. И это было свойственно не только Отцам. Среди простого народа примеры подобного умирания встречались повсеместно. Моя прабабушка в день своей смерти приготовилась к ней полностью и спокойно отдала Богу душу. Согласитесь, для современного человека, наверное, даже для большинства христиан, такая перспектива выглядит весьма и весьма пугающей. Встретиться со своей смертью лицом к лицу. Бррр.

Скромное мужество перед лицом последнего испытания свойственно исключительно религиозному сознанию. Мечта же невера — умереть во сне. Заснуть и не проснуться. Без мучений, боли и страхов смертных. Забыться и незаметно для себя самого стать ничем. А еще лучше вообще не умирать.

Не знаем, насколько комфортно жить в таком мире, но для спасения души подобные представления однозначно опасны. Религия вообще немыслима без мысли о смерти, это, можно сказать, ее базовый посыл, ее назначение — подготовить человека к переходу в иное состояние бытия. Поэтому, кстати, довольно забавно наблюдать насмешки антиклерикалов в связи с наличием множества пожилых людей в храмах — а где же им еще быть? Им-то как раз самое время думать о приближающейся неизбежности. И готовиться к ней.

Но как готовиться к смерти, если ты не веришь в Бога? Никак. Неверующему вопрос о смерти («умру ли я?») без отрицательного на него ответа («нет») может принести массу мучительных размышлений о бессмысленности нашего бренного бытия. Чтобы люди, отказавшись от Бога, не взрывали себе мозг подобным образом, им предлагается бесконечная гонка в колесе борьбы за свое земное счастье и благополучие. Построение карьеры… Да что угодно. Вся эта наша жизнедеятельность кипучая, отнимающая 99% сил и времени. Когда уже не до вопросов.

Такая вот забавная система саморегуляции. Про Бога забыли, верить в Него перестали. Но без Бога смерть обессмысливает всю нашу жизнь. И вот, чтобы люди не вскрывались, осознавая эту бессмыслицу, современная цивилизация предлагает такой уровень комфорта и такой темп жизни, что задуматься о самом важном в ней банально некогда. Как бы смешно это ни звучало. «Бери от жизни всё!» — это, кстати, девиз из системы координат под названием «Не думай о смерти!»

Пожалуй, и многие христиане сегодня не очень-то любят думать о смерти.

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Мф. 6:19-21)

Поделиться в соц. сетях

Комментарии