Наука побеждать

25/06/2014

Всеволод Чаплин считает, что важно воспитывать гражданина России «победителем, а не жертвой» :

«Идет попытка историю второй мировой войны перенести из рассуждений о том, кто победил, в рассуждения о том, кто больше выглядит жертвой, потому что быть жертвой в некоторых системах ценностей — это наилучший политический капитал».
По мнению отца Всеволода, русскому человеку ближе иное мироощущение — «психология победителя, а не стремление выгоднее продать себя как жертву, предпочтение общего частному, предпочтение вечной жизни идеалам потребительства… Победителем и на поле битвы, и в спортивных соревнованиях, и над определенными жизненными обстоятельствами».

Интересная тема для того, чтобы поразмышлять и подискутировать.

Наука побеждать

Наука побеждать

Христианство, на первый взгляд, вообще-то говорит о другом: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19:30). Успехи и победы в земной жизни — это совсем не православное представление о ней. Такой взгляд присущ скорее протестантизму в его кальвинистской версии с учением об избранных ко спасению, когда статус избранности подтверждается земными успехами. Разбогател? Это тебя Боженька отметил — хороший ты человек значит!

Христианство же, напротив, повсеместно дает понять: земное величие и земные успехи — суета сует, которые не стоят стольких наших усилий и для Спасителя душ уж точно ничего не значат. Дело здесь не в принципиальном отрицании всего мирского и тотальной аскезе. Думать так о христианстве — совершенно его не знать. Просто на пути к жизненному успеху количество искушений, с которыми сталкивается человек, сильно увеличивается. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24). Слишком велика опасность того, что поставленная материальная цель рано или поздно затмит в душе человека всё остальное, в том числе и проблему ее спасения.

Всё это действительно так и, наверное, можно написать целую книгу на тему отсутствия среди плодов Духа таких как «жизненный успех». В то же время, трудно найти более успешных на земле людей, чем христиане. Ведь именно христианская цивилизация сегодня является доминирующей на планете. Именно ей принадлежит большинство успехов за последние 500 лет во всей сферах социальной активности — от политики и экономики до науки и культуры.

Списать это всё на протестантское мировоззрение, требующее от своих приверженцев богатеть и процветать, нельзя. Свою невероятную успешность продемонстрировали все христианские конфессии — и католики, и православные. Самая успешная земля в протестантской, по большому счету, Германии — католическая Бавария. А посмотрите на Византию и Россию у православных. Это ли не ярчайшие примеры успешных геополитических цивилизационных проектов?

Следовательно, мы имеем дело с неким общим христианским парадоксом. Обращаясь к каждому из нас, Евангелие отрицает ценность всего мирского и призывает человека поменьше бороться за всё то, что нельзя взять в Царствие Небесное. Но при всем при этом, под колоссальным культурным, мировоззренческим воздействием христианства рождаются социумы, отличающиеся повышенной эффективностью именно в нашей, земной, жизни.

Объяснение этому может быть только одно — христианство несет в себе такое видение, такое понимание мира и человека, что когда пытаешься жить, хотя бы не противореча ему, то приходится в своей политике, в своей деятельности выбирать те методы и средства, что дают в конечном итоге наиболее эффективный результат. Пусть они, порой, даже и связаны с внешним (по форме) поражением. С поражением в глазах более «успешных» индивидов.

Ответьте на вопрос, кто сильнее — тот, кто в ответ на оскорбление отколошматит обидчика (по делу же!) или тот, кто даже осознавая свою силу, простит и забудет? А теперь вспомните историю человечества. Какие социумы добивались и добились в ней наибольших успехов? В которых пропагандировалось «падающего подтолкни», «человек человеку волк», где царили законы джунглей? Или все же те, где с церковных амвонов раздавалось: «Блаженны нищие духом и плачущие!»?

Да и само христианство, вспомните как оно победило. Через кровь мучеников! Победило, добровольно отдавшись во власть своих гонителей и палачей, даже не пытаясь защищаться, устраивать какую-нибудь политическую борьбу или, например, военные перевороты… В древнем-то Риме времен поздней Империи. Обычное ведь дело. Но нет же.

Такие вот парадоксы христианства — победа через смирение.

Как говорила известная дочь известного офицера: «Здесь всё не так однозначно».

Поделиться в соц. сетях

Комментарии