Куда приводят мечты

12/05/2014

Владимир Легойда прокомментировал результаты Евровидения:

«Это еще одно звено в цепи культурной легитимизации порока в современном мире, попытка закрепления новых культурных норм. Процесс легализации того, что Библия именует не иначе, как мерзость, — уже давно не новость в современном мире».


По словам главы синодального Информационного отдела РПЦ, победа трансвестита, т.е. культурное признание явления:

«даже опаснее правового, так как нередко предшествует ему: право фиксирует или призвано фиксировать ценностные ориентации общества. Соответственно, в современной культуре происходит попытка, увы, вполне успешная, по перемене нравственных и культурных ценностей. Иными словами, это еще один шаг к отказу от христианской идентичности европейской культуры».

Отказ от христианской идентичности европейской культуры и буквально от всех ее традиционных и базовых представлений и принципов — это действительно уже давно не новость. Любое событие в западном мире, связанное с изменением традиционной нравственности, а точнее с ее кардинальной ломкой либо вообще отказом от «устаревших догм», любой такой инфоповод сегодня воспринимается совершенно буднично. На одном из популярных европейских музыкальных шоу победило нечто. Мужик-трансвестит в образе бородатой бабы. Ну и как бы всё. Вот она новость и привычная реакция на нее: «Куда катится мир?» Или: «А чего от них еще можно ожидать?»

Пора давно признать: мы привыкли. Мы свыклись с постоянным соседством греха в нашей жизни, буквально на уровне нормы.

Это очень интересный феномен в области массового сознания. Как Зло подчиняет себе умы и сердца людей. Технология довольно проста.

fRMFXwEbp0w

В рассказе Честертона «Летучие звезды» его герой, священник отец Браун, произносит замечательную формулу: «Можно держаться на одном и том же уровне добра, но никому никогда не удавалось удержаться на одном уровне зла. Этот путь ведет под гору». Именно опираясь на озвученный онтологический факт, зло и действует в нашем мире. Действует хитро, никогда не требуя себе слишком многого. Оно знает — надо просто подождать.

Тема сексуальных извращений — классический пример такого действия. Поначалу христианское общество живет с ясным осознанием того, что гомосексуализм — это грех, который нельзя никак и ничем объяснить (т.е. оправдать), а можно лишь замаливать и вычищать из себя искренним раскаянием. Но вот проходят столетия и наступает новая эпоха, эпоха «Прогресса и Просвещения». Новая эра европейской цивилизации разрушает все ее прежние устои. Процесс, конечно, не быстрый, но шаг за шагом, эмансипация за эмансипацией, и тональность общественного дискурса резко меняется. Гомосексуализм перестает восприниматься как некоторое абсолютное зло.

Связано это, естественно, с секуляризацией общественного сознания, процессом, который активно проявился в Европе, начиная с XVIII столетия.

Если «грех» больше не воспринимается в качестве аргумента («Бог умер»), то стало быть вся система запретов, основанная на христианском вероучении, нуждается в тотальной ревизии и пересмотре. С христианской моралью секуляризованное общество поступает очень практично, по-европейски прагматично. Оно оставляет в своих правовых кодексах санкции за причинение вреда посредством греха другим людям (убийство, воровство), но выбрасывает на свалку истории все те заповеди, что никак не связаны с причинением внешнего вреда окружающим (нарушение которых с точки зрения христианства вредит исключительно душе самого грешника — прелюбодеяние, содомия и т.д.).

Вполне логичный подход. Если мы больше не верим в Бога, если человек сам себе бог, то что еще за глупости про какие-то грехи, которыми я могу причинить вред своей душе? Вы для начала покажите мне эту душу хотя бы в микроскоп, а потому уже поговорим. Я — свободная личность и сам определяю как мне жить, сам решаю, что для меня хорошо, а что плохо. Обойдусь без придуманных когда-то кем-то заповедей.

Бесспорно, народные массы все еще живут в рамках прежних представлений о добре и зле. Пусть уже без привязки к религии, но тот же гомосексуализм все еще воспринимается населением как нечто крайне отвратительное, извращение. Однако, изящно повесив шторку на икону, зло начинает свое шествие по миру. Сначала появляются одинокие «эксперты», уверенно заявляющие, будто нетрадиционный секс — не грех (что это вообще за слово такое — «грех»?), а всего лишь психическая болезнь, отклонение от нормы. Люди-де не виноваты, что уродились такими. Мы же слепых не осуждаем за то, что они слепые.

В ответ общество ожидаемо кипит, возмущается и гневно обсуждает. Однако проходят годы обсуждений и массовое сознание окончательно свыкается с присутствием в активной общественной жизни на статусных позициях вполне откровенных гомосексуалистов. Проявляются они буквально везде — звезды кино, поп-звезды, политики, творческая интеллигенция, модные журналисты, люди искусства… Они смотрят на нас со страниц журналов и экранов телевизоров. Мы их видим практически каждый день. И привыкаем. Те же самые «простые русские люди», что до глубины души возмущены падением нравов в загнивающей Европе и Америке, те же самые люди с удовольствием ходят на концерты Филиппа Киркорова.

А затем начинается новая стадия. Появляются еще более смелые эксперты, утверждающие уже, что гомосексуализм — это даже не генетическое отклонение от нормы, а один из вариантов нормы. И снова общество кипит, возмущается и обсуждает.

И вот здесь мы подходим к ключевому моменту нашего повествования. Суть его в том, что процесс проникновения зла в массовое сознание и его там закрепление сопровождается постоянными общественными дискуссиями, весьма бурными и жесткими. Отчаянные споры и громкие скандалы — необходимое условие для действия зла в нашем мире, оно остро нуждается в максимальной публичной огласке. Объяснение этому простое — Бога больше нет. Люди обезоружены перед действием зла («а почему вы считаете, что я — зло?»), и оно начинает смело предлагать себя миру. Попробуйте, возьмите меня. Я вкусное. Жить во зле — это совсем не больно и не страшно. Наоборот, это очень удобно и приятно. Вы пока еще боитесь меня, но это с непривычки. Обязательно попробуйте.

Именно посредством дискуссий и скандалов зло входит в наш мир. Его первый шаг — заявить о себе. Вот я здесь, давайте меня осуждать. Отказаться от обсуждения посредством наложения табу — невозможно. Категории абсолюта («это зло и баста!») не действуют в секуляризованном обществе, господствует иное мировоззрение — истин много, всё относительно. И проходит совсем немного времени, как зло уже прочно закрепляется в нашем сознании в качестве неотъемлемый атрибут современной жизни. Да, нам всё это категорически не нравится («о времена, о нравы»), ну и что. Живем же. Привыкаем помаленьку.

Именно что помаленьку, в этом деле спешить не надо. Зачем? Рано или поздно зло свое получит — ведь нельзя удержаться на одном уровне зла, этот путь всегда ведет под гору.

Как быть? К сожалению, нет никаких спасительных рецептов. По крайней мере, у нас. Наоборот, чем больше размышляешь на эту тему, тем основательней приходишь к мысли о неизбежности происходящего. Само развитие цивилизации по тем законам, что она не так давно себе выбрала, программирует ее на самоуничтожение в огне Апокалипсиса.

Смотрите, есть такая штука как Прогресс. Самая массовая религия на земле — абсолютное большинство населения верит в лучшее, в то, что мы «развиваемся» и у наших детей жизнь обязательно будет лучше (сытнее, богаче, комфортнее). Наверное, это действительно во многом именно так, тяжело отрицать поразительное развитие науки и прикладных технологий, в том числе таких, которые значительно облегчают нашу жизнь. Но вот парадокс. Финальная общественная формация, которую прямо сейчас переживает наша цивилизация — информационное общество. Это, так сказать, вершина Прогресса, по крайней мере, на текущий момент. И, оказывается, что именно это информационное общество является идеальной средой для распространения зла в мире. Без информационного общества не было и Кончиты Вуртс.

Нельзя победить Систему, оставаясь в рамках самой же Системы. Нельзя остановить триумф зла в обществе, если сама природа этого общества способствует его распространению.

Поделиться в соц. сетях

Комментарии