КИТАЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ

30/04/2014

В рамках проекта «Открыть православие — открыть Россию» Рязанским Государственным Университетом им. Есенина организована программа «Основы русской духовной культуры», где китайских студентов обучают русскому языку и знакомят с православной верой.  

Программа существует уже не первый год: с 2010 года обучение прошли около 50 студентов из КНР. Обычно набирается группа по 12-15 человек. Руководителем процесса является заведующий кафедрой теологии, кандидат исторических наук, доцент игумен Лука (Степанов).

Как отмечают преподаватели и кураторы проекта, китайцы отличаются удивительным трудолюбием и любопытством, и, что особенно важно, с неподдельным интересом стремятся узнать о России как можно больше, поэтому на занятиях и различных мероприятиях всегда задают массу вопросов. В сказанное легко поверить, рассматривая фотографии с китайскими студентами на колокольне рязанского Николо-Ямского храма в Светлую Седмицу. А еще, глядя на эти фото, невольно обращаешься мыслями к нашему великому восточному соседу.

***

В настоящее время в Китае проживает около 100 миллионов христиан самых разных конфессий. Причем наблюдается небывалый в истории прирост их численности (6–7% в год).

В прошлом году исполнилось 300 лет с момента официального образования Российской духовной миссии в Китае. Но пока здесь действуют лишь 4 православных прихода. Ни в одном из них нет регулярных богослужений — иногда с разрешения китайских властей их совершают командированные в Китай священники из России. Чаще же по воскресным и праздничным дням миряне просто собираются вместе помолиться. После десятилетий отсутствия церковной жизни люди не очень хорошо знают Священное Писание, традиции, но помнят, что в воскресный день можно собраться в храме.

Все четыре прихода открылись безо всякой инициативы со стороны Русской Православной Церкви и России. Это был жест доброй воли китайских властей в ответ на просьбы местных православных. Сегодня государство не препятствует религиозной жизни, но, по-прежнему, в законодательстве сохраняется требование независимости религиозных общин от иностранного влияния.

Возможно для многих это станет откровением, но, оказывается, страна с многотысячелетней культурой сегодня находится в процессе глубокой идейной трансформации. Фактически в процессе поиска. Коммунизм, как идеология, ушел из сознания не только простых граждан, но и властей. Он пока еще сохраняется в качестве некой вывески, но исключительно для поддержания политического единства — как общая, привычная всем платформа. И это не мешает властям страны осознавать необходимость поиска новых ценностей для китайского народа.

Вот что по этому поводу говорит протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Гонконге: «Страна находится в состоянии глубокого духовного вакуума, когда традиционные культурные ценности потеряны, ценности, которые пытались привить, обесценены, а новые не найдены».

По мнению отца Дионисия, китайцы понимают, что в современном мире, открытом и глобальном, ответы на ряд важных вопросов не могут быть найдены внутри собственной истории и собственной философии. Поэтому Китай пытается найти эти ответы во внешней среде и внимательно смотрит именно на христианский мир.

Не так давно один китайский профессор прямо сказал, что китайская культура умерла и воскресить ее может только встреча с христианством. Профессор — не христианин, а конфуцианец. Он проводит аналогию со встречей античной культуры с ветхозаветным мессианством. Христианство родилось в Израиле, но упав на почву греко-римской философии, принесло удивительные плоды — великую европейскую культуру. А встреча христианства с китайской культурой пока не произошла — были только отдельные попытки, в основном со стороны католиков и протестантов.

Чувствуете, православные, о чем речь? Ведь это же непаханая целина, разворачивающаяся перед той Миссией, которую наша Церковь обязана(!) осуществлять в мире.

Нас часто пугают «китайской угрозой», хотя разбирающиеся в геополитике люди уверенно заявляют, что всё это чушь и никакой серьезной опасности для России Китай не представляет. Но как бы там ни было – у нас сегодня появляется грандиозный шанс в деле сближения с главной империей Востока.

Комментируя прошлогодний визит Патриарха в Пекин, мудрый политолог Виталий Третьяков весьма мудро констатировал: «церковная дипломатия — мягкая сила России», намекая на доктрину «мягкой силы», не так давно введенную в отечественную внешнюю политику. Речь в ней идет о силе, опирающейся не на военные мускулы, а исключительно на культурное, экономическое и иное сотрудничество стран и народов.

Что как не церковное (религиозное) влияние может стать такой силой для России?!

По мнению отца Дионисия, сегодняшнее более чем скромное положение Православия в Китае (особенно на фоне успеха протестантов) свидетельствует о недостаточности миссионерских усилий со стороны Церкви. Трудно с ним не согласиться — пассивность русского Православия, по-видимому, наша традиционная черта. Более ста лет назад равноапостольный Николай Японский писал в своих дневниках, что в России никому нет дела до миссии в Японии. И за эти сто лет мало что изменилось.

Однако, всё это не повод для посыпания головы пеплом и очередных самобичеваний. Это повод для работы над собой и своими ошибками. Ведь вселенская судьба Православия и Церкви зависят напрямую от нас.

«Китай готов к слышанию слова о Христе. Ключевая проблема — сказать это слово на китайском языке. В широком смысле, не только филологическом» (отец Дионисий, русский православный священник из Гонконга).

 

Поделиться в соц. сетях

Комментарии