Кто слышит голос Церкви?

07/04/2014

«Спутник и погром» репостит у себя текст юзера bohemicus, посвященный «политическому краху» Русской Православной Церкви. Процитируем:

«B 1917 году церковная и политическая жизнь в России окончательно разошлись. Тогда у русской церкви был уникальный исторический шанс стать ведущей силой общества. Она могла бы возглавить контрреволюцию. Но когда государство пало, церковь предпочла заняться устроением своих собственных дел. Русский государь был в темнице, а русская церковь занялась избранием патриарха. Сравните, например, с испанской церковью, становившейся главной опорой национального сопротивления хоть против Наполеона, хоть против республиканцев. Bопрос о роли церкви в отечественной политике закрылся».

Прокомментируем.

Перед нами классическое заблуждение, весьма распространенное у чрезмерно политизированной публики. По мнению этих горячих товарищей (кстати, самой разной партийной принадлежности), Церковь обязана иметь свою политическую позицию (например, «возглавить контрреволюцию»). Причем, что очень важно, эта позиция должна совпадать с позицией самих товарищей. И если условный Егор Просвирнин дюже не любит Путина, то патриарх Кирилл, соответственно, был обязан все эти годы выступать с аналогичными воззваниями — поднимать русских на «борьбу за свои права», «против тирании» и так далее. Короче говоря, чтобы как-то осмыслить свое существование в глазах Просвирниных, Церковь должна разделять «правильные» политические взгляды и активно продвигать их в массы. Если же этого не происходит, если Церковь, вместо спецоперации по спасению арестованного большевиками Николая II, занимается «устроением своих собственных дел», то всё. Финита ля комедиа. «Bопрос о роли церкви в отечественной политике закрылся».

Главная проблема таких эмоциональных публицистов в том, что, производя на первый взгляд впечатление людей вроде бы неглупых и образованных, свои глубокомысленные комментарии относительно Церкви и ее судьбы они дают, абсолютно не владея темой. То есть банально не зная, что такое христианство, что такое Церковь, чем и как она здесь занимается и т.д. В результате приходится в 2014 году читать чьи-то обидки на тему неучастия Русской Православной Церкви в политической борьбе. Нам кажется это довольно странным и даже издевательским по отношению к читателям, которых явно держат за неграмотную массу. Как можно предъявлять такого рода претензии, если еще в 2000 году Архиерейский Синод принял «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в которых четко изложил ее понимание собственной роли в общественно-политической жизни страны? Черным по белому в этом документе написано:

«Невозможно участие церковного Священноначалия и священнослужителей, а следовательно, и церковной Полноты, в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее. Не допускается выдвижение кандидатур священнослужителей на выборах любых органов представительной власти всех уровней».

В «Основах» Церковь четко отстраняется от прямого участия в любых внутриполитических разборках. Церковь над схваткой. Эта отстраненность устанавливается даже на уровне теории. Двадцать лет назад, в 1994 году, Архиерейский Собор подчеркнул правильность позиции о «непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин».

И знаете что? Это нормально. Это правильно. По самой своей природе Церковь не может занимать чью-то конкретную сторону, если речь идет о борьбе за власть внутри государства. Такова традиция церковной жизни. Если 22 июня 1941 года с воззванием к народам Советского Союза первым обратился местоблюститель Патриаршего престола митрополит Московский и Коломенский Сергий, то, например, в октябре 1993-го РПЦ не стала поддерживать ни одну из сторон гражданского противостояния. И подобных примеров масса. Церковь всегда занимала четкую политическую позицию, если речь шла о необходимости защиты Отечества (вспомним здесь же преподобного Сергия или священномученика патриарха Гермогена), но всегда стремилась устраниться от прямого участия во внутренних политических раздраях.

То же самое мы наблюдаем и сегодня — Патриарх отсутствовал на одном из самых ярких исторических событий новой русской истории. Главный апологет идеи «Русского мира» не приходит на торжественную церемонию воссоединения Крыма с Россией именно потому, чтобы не занять чью-либо сторону в геополитическом противостоянии России и нынешней власти в Киеве. Ибо его паства и среди тех, кто поддерживает Майдан.

Но тут появляется “популярный блогер” и голосом, не терпящим возражений, заявляет, что во все эти тонкости он никогда не вникал и вообще ему это неинтересно. Он — защищает права русского народа. Его дело правое, а цель оправдывает средства. Поэтому без лишних разговоров РПЦ просто обязана поддерживать его, Просвирнина, политические взгляды. Активно поддерживать. И тогда возможно он простит ей все те «предательства интересов русского народа», что она совершала в прежние эпохи.

Ну а если же Церковь посмеет уклониться от участия в миссии по спасению России и не разделит позицию истеричного публициста, то судьба ее незавидна. В утиль. Тот же Егор Просвирнин, касаясь церковной тематики, регулярно дает понять, что РПЦ с его точки зрения никакого интереса больше не представляет. Толку от нее ноль. И вообще дела церковные — тлен и суета. Сборище одиноких, страшноватых, нищих старух, которым надо как-то умирать. Классическая реакция модных публицистов: товарищ обиделся на Церковь, на то, что «она с Путиным», а не с ним. И «вопрос о роли церкви в отечественной политике закрылся».

Кто-нибудь, сообщите эту новость Патриарху, Синоду и власть предержащим. Егор Просвирнин и юзер bohemicus (некий русский, живущий где-то в районе бывшей Чехословакии) вынесли Русской Православной Церкви свой неумолимый вердикт. Она больше не политическая величина, ее голос не авторитетен. Всем срочно забыть про Церковь.

«Пропала РПЦ на хрен
Положение ее жалкое,
От нее отпал заштатный дьякон тамбовской епархии
И еще одна прихожанка»
(В.Емелин)

Самое смешное во всех этих истериках по случаю очередных похорон РПЦ — устраивают их люди, сами мало кому вообще известные и по сути ничего из себя не представляющие. Ничем, кроме писанины в интернете, эти бойкие персонажи не прославились, ни о каком их политическом и общественном весе говорить всерьез не приходится. Сколько человек в России слышало фамилию Просвирнин или никнейм bohemicus? Однако, почетный статус «неуловимого Джо» совсем не мешает мастерам пера и слова ставить жестокие диагнозы окружающему миру. Режим падет. Церковь всё. Один я д’Артаньян.

Вот только за пределы виртуальных сообществ слава и известность очередного д’Артаньяна не выходит. Так и живут своей жизнью: д’Артаньяны — отдельно, страна — отдельно. И с разными политическими авторитетами.

Крестный ход

Крестный ход

 

Поделиться в соц. сетях

Комментарии