ХРИСТИАНСКАЯ МЫСЛЬ И ИДЕАЛЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

12/05/2017

«Чтобы переделать мир по-новому, надо, чтобы люди сами психически повернулись на другую дорогу. Раньше, чем не сделаешься в самом деле всякому братом, не наступит братства. Никогда люди никакою наукой и никакою выгодой не сумеют безобидно разделиться в собственности своей и в правах своих. Все будет для каждого мало, и все будут роптать, завидовать и истреблять друг друга» (Ф.М.Достоевский, «Братья Карамазовы»)

Собственно, в этом был весь корень несогласия дореволюционной русской политической философии с новоевропейскими доктринами либеральной демократии и социальной демократии. Цвет нашей национальной мысли ясно видел неустранимый изъян в самой методике, предлагаемой революционерами, носителями новых идеалов. Робеспьеры и Ульяновы причину социальных язв находили исключительно во внешнем (общественном и государственном) строе, который, по их мнению, был исключительно несправедлив, и поэтому стоило только данный строй ликвидировать и, опираясь на победивший Разум (вместо «архаичных» религиозных догм), создать на его месте новую государственность, как тут же наступит «золотой век» человечества.

А оказалось, что всё это — утопия. Оказалось, что при любых порядках и любых законах, всё — зависит от человека, от конкретных людей, составляющих данное общество. От их духовно-нравственного состояния, от их культурного уровня. А вот когда начинаешь в фанатичном угаре ломать органично, столетиями выраставшие формы (желая насадить более совершенные новые), тогда всё заканчивается большой кровью и катастрофой для государства и всех его граждан без исключения. История — тому прямое доказательство.

Наши национальные мыслители, включая бывшего революционера-петрашевца Достоевского, будучи по-христиански думающими людьми, всё это осознавали и потому отрицали революционный подход как таковой. Карл Маркс считал, что бытие определяет сознание. Что от формы собственности на средства производства зависит счастье, благополучие и справедливость в нашем мире. А христианский ум Достоевского и Константина Леонтьева считал, что в центре мироздания — душа человеческая. И именно в ней видел первопричину всего и вся.

В качестве иллюстрации — картина Шарля Луи Мюллера «Праздник Разума в соборе Парижской Богоматери 10 ноября 1793 года». Этот «праздник» стал апофеозом антихристианского беснования «великой французской революции». Одну из актрис парижской оперы нарядили в «богиню разума» и торжественно посадили на Престол в алтаре собора Парижской Богоматери. На картине «богиня разума» попирает ногой Распятие.

LYaCI0QbVIc

Поделиться в соц. сетях

Комментарии