ГОСУДАРСТВО И СФЕРА КУЛЬТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

26/04/2017

На вчерашнем форуме «Культура — национальный приоритет» партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев заявил следующее:

«Очевидно, что узко политический подход к культуре в современном обществе недопустим. Если мы не хотим снова вернуться во времена, когда культура жестко регламентировалась сверху, нам всем нужно это учитывать, в том числе чиновникам, политикам. Вообще любому облеченному властью человеку нужно подавлять в себе соблазн объяснять художнику, что он должен делать. Это не все помнят, но это важнейший принцип общения между властью и творческими людьми».

Полностью согласен с нашим премьером, но в его словах чувствуется какая-то недосказанность. Чиновник, который не лезет в творческий процесс — дело хорошее и нужное. Но что делать с чиновниками (министерствами и ведомствами), которые в силу своих компетенций осуществляют прямое и косвенное финансирование этого процесса?

Если вы платите некоторому художнику за некоторую работу, вы получаете право контролировать ход работ, давать ценные указания и вообще предъявлять какие-то требования к конечному результату. Логично? Более чем. Но как же тогда быть с «невмешательством» государства в эту сферу, если оно у нас сегодня выступает едва ли не основным заказчиком?

Ответ очень простой.

Чтобы мы снова не вернулись в те самые «времена», о которых с грустью упомянул Дмитрий Анатольевич, необходимо сделать самую малость — покончить с практикой культурного творчества за казенный счет. И вот как только государственные «фонды кино» и прочие учреждения перестанут выделять бюджетные денежки на «Левиафаны», Гоголь-центры и пр., тут же наступит идиллия: государство — отдельно, творцы культуры — отдельно.

Пока же я, хоть и согласен в целом с позицией Медведева, вижу здесь некоторую несправедливость — деньги художники берут, а на пожелания заказчика внимания обращать не хотят. Это не честно, господа-творцы.

P.S.
Государство свое участие в сфере культуры, на мой взгляд, должно ограничить МАКСИМАЛЬНО. Субсидии — для музеев, библиотек, каких-то отдельных культурных проектов, относящихся к области национального ДОСТОЯНИЯ (Большой театр, например, отремонтировать при случае), но не более того. А вот печальный советский опыт тотального госрегулирования культуры необходимо забыть как страшный сон. Тут сомнений быть не может.

На фотографии: Фурцева, Евтушенко, Неизвестный.

gpu7Wx0UXog

Поделиться в соц. сетях

Комментарии