ПЕРВОМАЙСКОЕ

01/05/2017

«Адаму же сказал: …проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… в поте лица твоего будешь есть хлеб…» (Быт. 3-17,19)

Это одна из первых заповедей, данных Богом человеку: легко не будет. Чтобы покушать, придется поработать. Однако сегодня христианская цивилизация в качестве целей своего развития объявила нечто явно противоположное: всеобщее благополучие, комфорт, процветание. Вся динамика социальной жизни направлена на решение этой задачи — все должны быть гарантированно сыты и одеты-обуты. Согласитесь, трудно не увидеть здесь некоторого противоречия с тем Божественным посылом, с которым человечество вступало в самостоятельную взрослую жизнь за воротами Эдема.

В насыщенности нашего бытия трудностями и лишениями, в отсутствии у большинства того материального комфорта, который оно хотело бы себе заиметь, во всей этой жизненной «несправедливости» есть много промыслительного. Хороший вопрос у Достоевского в «Подростке»: «Наестся человек и тотчас скажет: «Ну вот я наелся, а теперь что делать?»

Принято считать, что, наевшись, человек займется удовлетворением потребностей более высокого свойства — интеллектуальных, духовных. Однако жизнь вынуждает на эту новоевропейскую идею смотреть иначе, ибо нетрудно найти аргументы в пользу того, что богатство и достаток приводят к серьезной деградации социума. Чувства грубеют и пошлеют, люди становятся пассивны и капризны. Жизнь без трудностей лишает нас возможности тренировать свои внутренние качества, закалять свою личность. Если у человека нет крепкого внутреннего стержня, комфорт и достаток разлагают его и убивают. Мы знаем массу тому примеров. То же самое можно сказать и относительно отдельных народов и человечества в целом.

Сложность нашей жизни, ее наполненность страданиями и тяготами, следует оценивать не только как проклятие вследствие грехопадения Адама и Евы, но и как единственное условие, способное удержать народные массы от окончательного падения в скотство. Тяжесть жизненного пути — это возможность для живущего на грешной земле homo sapiens остаться человеком. Или стать человеком.

«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

Заботиться о хлебе насущном — естественное, Богом заповеданное нам состояние. Сказанное не означает, будто все мы предназначены к нищете и не должны никак с ней бороться и стремиться к достатку. Однако, помнить о колоссальном значении труда в деле воспитания человеческой личности и целых обществ необходимо всегда. Труд как основа нашей жизнедеятельности, как условие достойной гражданской жизни — фундаментальный элемент всей социальной конструкции.

Gr-Wkj7_Rsc

Поделиться в соц. сетях

Комментарии