ЦЕРКОВЬ, НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ

19/09/2014

Предстоятель Грузинской Церкви, Патриарх Илия II, благословил студентов на начало учебного года: «Человека без книг представить невозможно. Радио, телевидения и других средств недостаточно. Глубокие знания вы должны получать из книг».

По случаю начала учебного года аналогичное, по сути, заявление сделал и патриарх Кирилл, предстоятель Русской Церкви:

«В чем заключается цель образования? Мы должны разрушить эту доминанту в существующей практике образования — получать только те знания, которые необходимы для сдачи ЕГЭ. Такой подход не может создать общей картины, общего видения, которое в старые времена называли мировоззрением, научной картиной мира. Глубоко убежден: для того чтобы сформировать гармоничную личность, нам нужно уравновесить ЕГЭ очень серьезным изменением школьных программ, направленным на создание у учащихся целостной научной картины мира».

10665089_799135680137940_8043650605387576911_n

О чем идет речь? Конечно, Патриарх не имеет в виду необходимость формирования у молодежи материалистического мировоззрения. Речь о том, что у школьников, а, следовательно, и у населения в целом, падает уровень образования. Человечество с каждой поступью пресловутого «Прогресса» явно глупеет в прямом смысле слова. В интернете полно роликов и иных материалов, свидетельствующих о поразительном невежестве подрастающих поколений. Возможно слишком много здесь драмы и преувеличений (по принципу «раньше и трава была зеленее»), однако, общая тенденция сомнений все же не вызывает.

Но что важно здесь понимать и не забывать: речь не только о падении качества образования нынешних поколений в сравнении с советскими. Если мы вспомним дореволюционную систему обучения, так там люди Гомера наизусть читали, в оригинале. Человек 150 лет назад получал куда более глубокое, фундаментальное, качественное образование, учившее его самостоятельно думать и прочая-прочая.

И ведь какой интересный парадокс: падение образовательного уровня происходит на фоне, казалось бы, Прогресса. И всё это время на Церковь и христианство обрушивались целые водопады грязной и откровенно лживой критики. Глашатаи антиклерикального движения трубили во все свои трубы (а труб у них много!), что потребность в религиозной вере — лишь от недостатка знаний. Что церковники дурят народ и чуть ли не сознательно держат его в невежестве с целью «управлять» и эксплуатировать. А стоит только человечеству сбросить с себя тяжкие оковы нелепых средневековых догм, как наступит светлая эра Разума.

Красивая, наверное, была для того времени гипотеза, но как и все иные оказалась сущей утопией. На практике вышло по другому. Ответьте честно на вопрос: кто сейчас интересуется темой космоса, какой процент нашей молодежи? Знаете, сколько подписчиков в твиттере у космонавта Олега Артемьева? Менее 18 тысяч. А у Ксении Собчак — под миллион. Факты — вещь упрямая. Что бы там кто ни пел и ни фантазировал, но теория суперструн никому не интересна в день сегодняшний. 99% населения даже европейских стран вряд ли смогут объяснить содержание теории относительности, о чем говорит общая, а о чем — специальная. А ведь это последний из всех грандиозных научных переворотов. Именно на основе теории относительности и построена современная научная картина мира. Ну и кому это нужно, а? Поднимите руку, кто сможет поддержать разговор на тему квантов и эйнштейновской гравитации? Сколько вас таких умных среди 140 с лишним миллионов населения некогда «самой читающей страны мира»?

Пора бы уже начинать по-тихоньку признавать очевидное: теория Прогресса, рассказывающая нам о раскрытии творческих и интеллектуальных потенциалов человечества на основе научно-материалистического понимания мира, оказалась лишь красивой теорией. Равно как оказалась совершенно лживой и идея о том, что будто бы христианство и Церковь сдерживают научное развитие homo sapiens. В суровой реальности христианство априори не может конфликтовать с наукой — это просто разные поля человеческой активности, между собой не пересекающиеся настолько, чтобы возникала причина для конфликта. Лишь в случае, когда ученые извращенно понимают значение науки, а люди Церкви столь же неверно толкуют ее учение, лишь в таких случаях возможна некая иллюзия противостояния. Но в чистом, неискаженном виде, наука и религия — скорее две сестры, два способа познания мироздания. Два инструмента. Великое множество верующих ученых, в том числе среди тех, кого можно смело отнести к величайшим умам, двигавшим Науку вперед, явно свидетельствует об этом факте.

«Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая — видимый сей мир, им созданный, чтобы человек, смотря огромность, красоту и стройность его зданий, признал божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга — Священное Писание. В ней показано создателево благоволение к нашему спасению» (М.В.Ломоносов)

Сегодня же непротиворечивость науки и религии становится еще более очевидной. Чего только стоит их выступление единым фронтом против настоящих предрассудков — оккультизма, магии и всех похожих проявлений дохристианского мышления.

Вот и сейчас два Патриарха, два предстоятеля двух христианских церквей, призывают учеников и студентов к действительной, настоящей, полноценной учебе. Призывают вырваться из современного мира т.н. «клипового мышления» и встать на путь глубокого интеллектуального познания мироздания и самих себя. Христианству совершенно нечего здесь бояться. Мы, христиане, убеждены, что глубокое познание мира не отдаляет человека от Бога, а, напротив, — приближает к Нему.

«Первый глоток из кубка естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает Бог» (Вернер Гейзенберг, лауреат Нобелевской премии по физике)

Поделиться в соц. сетях

Комментарии